ТаблицейБлоками.

WEB 2.0

Последняя модификация: 10.08.2014 г

Страница загружена с адреса: http://webdesign.site3k.ru/consulting/web_2.0.html

Моя студия веб-дизайна

WEB 2.0 – миф, или реальность?

  1. Что же такое WEB 2.0
  2. Экономическая сторона WEB 2.0

В октябре 2004 года на совместной конференции издательства O’Reilly Media и компании MediaLive International обсуждалось отличие WEB в том виде, в котором он зародился, от того, каким он являлся к тому моменту. Заседатели были настолько впечатлены результатами своих выводов, что, в противовес старому вебу 90-х, назвали текущее его состояние вебом 2.0. Со временем этот термин приобрел популярность, хотя, фактически, ничего не означал.

На самом деле, термину WEB 2.0 нет даже четкого определения. Поскольку термин означает лишь обнаруженные тенденции развития Интернета, то четкого определения он и не может иметь и, очевидно, скоро совсем выйдет из употребления, как и другие термины, не несущие четкой смысловой нагрузки. Многие специалисты считают что, это всего лишь бессмысленный маркетинговый термин.

Что же такое WEB 2.0 и в чем его отличие от старого веба? Куда мы катимся?

В эпоху зарождения WEB, он, по техническим причинам, представлял собой статические сайты со статическим HTML-кодом, задачей которого была предоставление информации. По мере развития HTML и интеграции в web-страницы скриптов, страницы стали динамичны, а на сайтах стало возможным предоставлять не только информацию, но и услуги: поисковые системы, online-магазины, web-архивы и другое. Интернет-услуги стали первой характерной чертой WEB 2.0.

Второй чертой стала популярность онлайн дневников (блогов). Легкость, с которой сейчас можно создавать веб-страницы (в отличие от прежних времен, когда все создавалось непосредственно в блокноте при хорошем знании HTML-тегов), а так же, появление соответствующих WEB-сервисов, привели к тому что, каждый желающий, без какой-либо специальной подготовки имеет возможность излагать свои мысли в Интернет и, в сети значительно возрос удельный вес, зачастую, бессвязных рассуждений. Основная масса нынешних web-писателей излагают не информацию, а мысли. Они высказывают свое мнение по тому или иному вопросу или делятся впечатлениями дня. И хотя те, кто ставил своей задачей дать людям знания, все так же работает над переводом документации, созданием информационных или образовательных статей, многие новые авторы, используя новые возможности, но, не имея знаний, которыми можно было бы поделиться, делятся впечатлениями, просто общаются. Такова вторая черта WEB 2.0: люди больше не используют сеть как базу знаний, они используют ее как средство общения.

Еще одна интересная особенность современного WEB заключается в том что, для многих авторов сайтов собственный контент потерял ценность. Изначально, страница, выложенная на сайт, была конечной инстанцией и обсуждению не подлежала. Автор ценил свой текст, считая его важным в таком виде, в котором он его создал. Затем, с ростом популярности серверных скриптов, многие сайты стали превращаться в некие клубы, где на форумах можно было обсудить различные вопросы, каким-то образом связанные с темой сайта и, более того, в виде комментариев, авторы допустили обсуждение своих статей, прямо на тех страницах, на которых изложены сами статьи. Это был прообраз WEB 2.0. Теперь эта тенденция пошла еще дальше: на многих сайтах разрешено не просто обсуждать статью в форуме или комментариях, но и напрямую редактировать ее содержание. Авторы этих сайтов не ценят свой материал, вполне возможно что, они считают этот материал недостойным большого внимания. Улучшить, исправить, сделать его интересным, они предлагают посетителям сайта. Так сформировалась еще одна черта WEB 2.0: Личные публикации уступили место соавторству, единичный талант отступил под натиском коллективного разума бездарностей (правда авторы термина WEB 2.0 не употребили в своих формулировках слова «бездарностей» и, соответственно, эта часть в их изложении выглядела не трагично, а очень даже радужно).

И последнее существенное отличие WEB 2.0 от старого WEB: На смену стратегии удержания пользователей на сайте, приходит стратегия «синдикации контента», смысл которой заключается в интеграции одного содержимого в другое, слияние материалов различных сайтов, взаимное обогащение материалом. То, что когда-то, ради прибыли, началось с рекламных ссылок и баннеров, теперь, в виду тенденции к массовому созданию сайтов лишенных собственного уникального содержания, ради наполнения сайта оным, превратило многие новые сайты в набор ссылок на чужые новости, RSS-ленты и партнерские программы. Так же, сайты обзавелись скриптами, позволяющими самим посетителям добавлять на сайт новые материалы. Последнее тесно перекликается с отличием, описанным в предыдущем пункте и, в очередной раз указывает на то что, многие нынешние авторы сайтов не утруждают себя уникальным контекстом и без стеснения используют чужие работы. Теперь это не считается зазорным, как не считается зазорным, если какая-то музыкальная группа поет чужую песню.

Обобщение вышесказанного

Увеличение активности пользователей Интернета и рост числа различных сервисов, интеграция различных устройств с Интернетом, натолкнуло изобретателей термина WEB 2.0 на мысль о том что, Веб становится платформой, своего рода операционной системой для работы прикладных программ. Судите сами: в WEB можно сохранять документы, редактировать их он-лайн приложениями, смотреть телевидение, слушать радио, играть в игры, через него можно отправлять СМС и управлять различными бытовыми устройствами. Обычный пользователь все больше и больше перемещается со своего компьютера куда-то в сеть, а персональный компьютер постепенно низводится до терминала для доступа к WEB. Классические операционные системы, будь то DOS, или Windows, или Linux, или, что бы там ни было, отходят на второй план. Главная их задача: дать пользователю подключится к WEB – все стальное он найдет в Интернет и, находящиеся там программы и сервисы не будут зависеть от пользовательских операционных систем. Такая точка зрения, безусловно, верна. Она не учитывает только того что, как наличие сетевого маркетинга не отменяет существование обычных магазинов, так и наличие сетевых сервисов не отменит локальных компьютерных программ. Не каждый захочет подключаться к матрице: это и не всегда удобно и, слишком ненадежно. И, что не менее важно, по сравнению с локальной программой, это медленно даже на спутниковых линиях. А значит, WEB, будь он хоть 2.0, хоть 6.22 никогда не вытеснит локальные прикладные программы. И пусть он растет и меняется, но, по сути, это все тот же WEB и определять его как WEB второго поколения просто бессмысленно. А утверждать что, он изменился благодаря RRS или блогам, вообще глупо: сколько бы новых программ и, соответственно, сервисов, мы не поставили на свой компьютер, он всегда будет оставаться таким же компьютером, каким был и без них, и никогда не станет компьютером 2.0.

Экономическая сторона WEB 2.0

За два года существования термина WEB 2.0 никто не сумел сформулировать ему четкого определения. На вопрос о том, что такое WEB 2.0, отцы этого понятия мямлят что-то бессвязное и, в итоге, сводят ответ к простому перечислению некоторых сервисов, ориентированных на взаимодействие участников этого сервиса. Фактически, первыми такими сервисами были чаты и форумы, но их, почему-то, никто не причисляет к WEB 2.0. Возможно все дело в AJAX? AJAX является неотъемлемой частью WEB 2.0, а форумы и чаты строились без использования AJAX и теперь, насколько бы форум не был построен на AJAX, никто не рискнет назвать его WEB 2.0 форумом. Такой чести удостаиваются только новые, ранее не виданные сервисы. Но кто может предоставить принципиально новый сервис? Только мощные компании, способные вложить много денег в разработку и поддержку нового сервиса, включая собственные сервера и каналы связи. Ни один персональный сайт, или сайт небольшой группы лиц не станет сайтом WEB 2.0, так как не потянет на уровень всемирного сервиса, уже хотя бы потому что, для этого потребуются огромные, а значит и весьма затратные, мощности серверов и пропускных каналов. Таким образом, WEB 2.0 – это просто новая волна вложения денег, прокатившаяся по Интернету после спада начала 2000-х. Предшествующий ей спад был обоснован ростом конкуренции старых сервисов, из-за которой, сайты, предоставлявшие эти сервисы, оказывались недостаточно прибыльными. WEB 2.0 создали те, кто понимал бесперспективность эксплуатации старых идей (не в силу их отмирания, а по той причине что, способных оказать эту услугу становилось все больше и больше, а значит, все меньшая доля рынка оставалась каждому из них), и сумел придумать новые способы получения прибыли в Интернет. Именно новые коммерческие приемы и породили новый рост экономической активности Интернета. Ведь многие другие компании решили воспользоваться возможностью оказывать эти новые, или, им подобные услуги. Отсюда и возникло определение что, WEB 2.0 – это маркетинговый термин, а не рождение иного Веба.

Пройдет немного времени, фантазия бизнесменов иссякнет и наступит очередной спад, пока кто-то не принесет новую идею, способную породить новую волну интернет-инвестиций. Эту волну окрестят WEB 3.0? Думаю – нет. Думаю, вскоре всем станет ясно что, вся эта нумерация не имеет никакого смысла. Просто, WEB развивается; люди проводят в сети все больше и больше времени; со временем появляются новые сервисы и, как всегда, с появлением нового товара, за него берется масса новых производителей… Но разве с появлением сервелата изменился принцип колбасы? Разве, ранее не выпускавшееся «Белое», нефильтрованное пиво сделало устаревшим классическое светлое? Конечно, новый товар может породить всплеск коммерческой активности, даже экономический рост, но он не изменит принципов бытия. Новые сервисы не делают нового Веба. Они лишь увеличивают возможности старого. Дизайнеры, не понимающие этого, поспешно переделывают свои сайты, спеша за модой и надеясь что, их творения так же окрестят творениями WEB 2.0. Но этого не будет, потому что, никакого WEB 2.0 нет. Есть только технология AJAX, которой они недавно научились и, которая теперь позволяет им считать себя носителями прогресса… Несчастные. Они просто не знают что, эта технология использовалась задолго до того как, они научились ходить под стол пешком и ее применение ни делает никого прогрессистом. Более того, размахивание знаменем AJAX выдает их элементарную безграмотность. Прочтите сначала статью Давно забытый AJAX, а уж потом решайте, насколько он нов.

Другие точки зрения на WEB 2.0 можно узнать на www.searchengines.ru,  offline.computerra.ru и xmlhack.ru.

 

< Предыдущая (PHP chmod) Web 2.0 Следующая (AJAX)>

 

Комментарии к странице (всего 2)

 

 

 


На главную страницу сайта